Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Рекомендации учителя-дефектолога

Дата: 24 декабря 2014 в 11:40, Обновлено 18 января 2023 в 09:05

Советы логопеда

  • Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
  • Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  • Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  • Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  • Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  • Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  • Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».
  • Разговаривайте с ребенком ПРАВИЛЬНО, произнося звуки родного языка четко, неискаженно. Не говорите с ребенком так, будто бы он еще совсем маленький («не сюсюкайтесь» с ним).
  • По любому вопросу вы всегда можете обратиться к логопеду за советом или рекомендацией.

Последовательность появления звуков у детей

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе индивидуального развития от момента рождения до конца жизни. Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. Для того чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием вашего малыша, Вам необходимо знать этапы развития речи ребенка.

 

Описание: http://ddu362.minsk.edu.by/ru/sm_full.aspx?guid=8583

Этапы развития речи ребенка:

1-2 месяца. Развитие речи ребенка начинается с 1,5 месяцев. В начале  появляется гуление: гласные звуки "аа", "оо", "ау".
 2 месяца. Гуление усложняется с включением согласных звуков - "гу" или "бу", "хо". 

3 месяца. Начинает издавать звуки, подобные звуку "ф", "с", "в" или английской фонеме "th". 

 4 месяца. Протяжное произнесение звуков: "аль-ле-е", "лы-алы". 

5 – 6 месяцев. Ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. Это период лепета, ребенок подражания произносит отдельные слоги : ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д. Развивается понимание речи окружающих. 

 7-8 месяцев. Ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков. Из гласных чаще других производится звук "а", из согласных в основном звуки "п, б, м, к, т" и некоторые другие. Малыши начинают различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. 

9-10 месяцев. Ребенок произносит отдельные слова, состоящие из однозначных парных слогов: "мама", "баба". К концу года появляются целые слова типа "мама", "папа", "дядя". Ребенок четко произносит гласные: "а", "о", "у", согласные: "м", "б", "к", "г". К году в его словаре будет уже 10—15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т. п. 

 1—2 года. Малыши  начинают четко  произносить такие гласные звуки, как "а, у, и, о", но звуки "ы, э" заменяют звуком ". Ряд твердых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам "г, д, с, з" («дяй» вместо дай, «сянки» вместо санки). Отсутствуют также шипящие звуки, звуки "л, рь, р".
В речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!» Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных:  «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий». Активный словарь к 2-м годам составляет 300 -  400 слов. 

 3 года.  Речь ребенка начинает совершенствоваться: он начинает пользоваться 3-сложными словами ("машина", "ворона", "корова"), повторяет за взрослыми сложные слова, свободно связывает слова в предложения ("Мама, ты куда пося (пошла)?"). Правильно произносятся звуки "п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль, к, кь, г, гь, х, хь". Физиологические недостатки - свистящие, шипящие, "р, рь, л". Возможны замены на более простые звуки или пропуск этих звуков. Легко запоминает и рассказывает небольшие стишки. У детей оказывается сформированными основные грамматические категории. Словарный запас достигает 1000-1200 слов. 

 4 года. Активный словарь - 2000 слов. Ребенок начинает пользоваться развернутой фразой, строить сложные предложения. Растет его интерес к звучащему слову, к "устройству" речи. Он начинает создавать новые слова: "копатка" (лопатка). Интересуется происхождением и значением слов ("Почему слона зовут слоном?"). Все звуки речи произносятся правильно кроме"ч, ц", которые могут пропускаться или заменяться на "ть, с, щ", могут отсутствовать звуки "р, л" или заменяться на "й, рь, ль".  У некоторых детей сохраняется общая смягченность речи. 

 5 лет. В этом возрасте речь становится правильнее, разнообразнее, богаче.В ответах появляются первые сложноподчиненные предложения. Активный словарь - 3000 слов. У ребенка совершенствуется звуковая сторона речи, артикуляционный аппарат достигает такой степени развития, что может правильно произносить все звуки. Многие начинают верно произносить шипящие "ш", "ж", "ч", "щ", "р", "рь", "л". Почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

 6 лет. Нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной. 

Рекомендации родителям по развитию памяти у детей дошкольного возраста

Главная задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Для того, чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.

Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.

Виды памяти:

- образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная);

- словесно-логическая;

- двигательная.

Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память ребенка? Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.

Стимулировать процесс развития памяти помогут специальные упражнения и игры:

«Игра в слова»

1. Постарайся запомнить: кот, мел, шар, чай, дом, лес.

Проверь себя, смог ли ты запомнить все слова.

2. Постарайся запомнить: ваза, мыло, окно, конь, стол, тигр, арбуз, брат.

Проверь себя.

3. Постарайся запомнить: рыба, снег, шкаф, сани, мука, дверь, лето, пенал, мясо, звезда.

Проверь себя.

4. Запомни рассказ и повтори дословно: Сережа встал, умылся, оделся, позавтракал, пошел в школу.

Проверь себя.

Игра в слова «Гуляем по зоопарку»

Пусть ребенок закроет глава и представит, что гуляет по зоопарку. «Буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвал».

ВНИМАНИЕ!

Тюлень, лось, баран, тигр, крокодил…..

ЗАДАНИЕ 1.

Перечисли животных, которых ты знаешь.

ЗАДАНИЕ 2.

Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых я назвала.

ЗАДАНИЕ 3.

Найди на картинках животных, которых назвал ты.

ЗАДАНИЕ 4.

Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

Игра «Снежки»

ЗАДАНИЕ 1.

Представь снег.

- Вспомни, какого цвета снег. Всегда ли он белый?

- Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться.

ЗАДАНИЕ 2.

- Вспомни, как хрустит снег под нашими ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнить хруст снега под ногами

Игра «Запахи и звуки».

ЗАДАНИЕ.

Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи.

Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни как шумит дождь. Что такое шум дождя?

Дождь закончился. Мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?

Игра «Вкус и запах»

ЗАДАНИЕ 1.

Представь лимон.

- Каков он на вкус?

- Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.

Рекомендации родителям

«Для тех, кто хочет быть хорошими родителями»

Когда ребенок испытывает негативное чувство по отношению к себе, он становится замкнутым, не желает общаться с другими, анализировать свои чувства и поведение.

        Постоянные позитивные отношения между родителями и детьми является делом одновременно радостным и утомительным. Чтобы ваши усилия увенчались успехом, советуют обратить внимание на несколько простых, но очень действенных правил:

  • Беседуйте с ребенком дружелюбно

  • Будьте одновременно тверды и добры

  • Снимите контроль (более эффективным оказывается спокойное планирование деятельности)

  • Поддерживайте ребенка (родитель может поддержать ребенка, когда тот добился определенного успеха или потерпел неудачу)

  • Имейте мужество (если какой-то подход окажется неудачным, взрослый не должен отчаиваться, проанализировать свой поступок и в следующий раз поступить по другому)

Демонстрируйте взаимное уважение (взрослый должен демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности)

Советы дефектолога

1.Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности

2.Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией

3.Говорите,используя правильно построенные фразы, предложения

 4.Задавайте открытые вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа

5. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы

6. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, как шумит ветер, как поют птички»

Рекомендации родителям

«Скоро в школу»

         Поступление в школу-это важное событие в жизни ребенка. Учеба в школе-нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять его нормам и правилам, установленным школой, считаться с интересами окружающих, преодолевать встречающиеся трудности. Чтобы справиться со всем необходимо обладать такими нравственно-волевыми качествами, как организованность, ответственность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность.

         Организованность:

- умение следовать цели, поставленной взрослым или самостоятельно

- умение руководствоваться планом, предложенным взрослым, и самостоятельно

- рационально использовать время, установленное для выполнения задания

-умение сдерживать импульсивные порывы, контролировать свои действия

-умение справедливо оценивать свои работу, и товарищей

         Ответственность:

-понимание ребенком значимости и необходимости выполнения деятельности

-умение и желание преодолевать встретившиеся трудности и препятствия

-удовлетворение от того, что дали поручение

-умение оценить результат труда

         Самостоятельность:

-охотное принятие ребенком что-либо сделать

-выполнение задания при отсутствии контроля взрослого

-умение выполнить работу без посторонней помощи

-умение преодолевать трудности и достигать результата

         Дисциплинированность:

- охотное и своевременное выполнение требований взрослого

-умение согласовывать свои интересы с интересами окружающих

         Настойчивость:

- умение длительное время мобилизовать усилия к достижению поставленной цели

-преодоление трудностей и препятствий, встречающихся на пути к достижению цели

-доведение начатого до конца

Процедура прохождения ПМПК

Что такое ПМПК?

ПМПК- это психолого-медико-педагогическая комиссия, которая проводит углубленное обследование ребенка, с целью изучения особенностей его психофизического развития и определения дальнейшего маршрута оказания коррекционной помощи ребенку, которую он получит в учреждении дошкольного образования (либо школы, ЦКРОиР)

ВАЖНО! Комиссия осуществляет обследование ребенка с согласия родителей и в присутствии законных представителей (родителей, опекунов)

Где можно пройти ПМПК?

ПМПК осуществляет свою деятельность на базе государственного учреждения образования «Ельский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (ЕР ЦКРОиР)

Какой пакет документов нужно предоставить членам комиссии ?

- справку о состоянии здоровья с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета (справка от врача психиатра)

-выписку из истории развития от педиатра

-психолого-педагогическую характеристику, которая составляется педагогами

- при необходимости результаты продуктивных видов деятельности ребенка (рисунки)

Памятка

Как правильно разучить скороговорку вместе с ребенком

  1. Прочитайте скороговорку медленно
  2. Предложите ребенку подумать, о чем говориться в скороговорке
  3. Предложите послушать, какие слова похожи друг на друга по звучанию
  4. Пусть ребенок проговорит скороговорку медленно вслух, постарается запомнить
  5. Теперь пусть он проговорит скороговорку шепотом несколько раз: сначала медленно, потом быстрее
  6. Пусть произнесет скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе
  7. Теперь посоревнуйтесь, кто без ошибок быстрее произнесет скороговорку

Памятка

(правила занятий с ребенком дома)

  1. Заниматься с ребенком дома ежедневно
  2. Занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке
  3. Время проведения занятий 10-15 мин.
  4. Хвалить ребенка за каждое, даже небольшое достижение
  5. Артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог себя контролировать
  6. Все задания, кроме графических, выполнять устно.
  7. Графические задания ребенок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого
  8. Тетрадь с выполнением домашних заданий в понедельник ребенок сдает дефектологу. А в пятницу получает новое задание.

Консультация для родителей "Как отвечать на детские вопросы"

 «Почему трава зелёная, а снег белый? Почему собаки лают, а не мяукают?» – такая любознательность ребёнка поначалу радует родителей, порождая в них законное чувство гордости за своё чадо, а потом вызывает раздражительность, застигая родителей врасплох и часто ставя в тупик непонятной детской логикой.

 В возрасте от 3 до 5 лет ребёнок, как правило, превращается из сосредоточенно молчащего человека в интересующегося всем на свете говорливого непоседу. Именно в это время у него появляется интерес к познанию мира. Как поступает в этой ситуации взрослый? Он либо честно пытается отвечать на вопросы, либо с помощью различных уловок уходит от ответа, отмалчивается. Но подобное поведение не приносит ожидаемого результата, так как ребёнок не успокаивается, пока не получит разъяснения об интересующем его предмете, а по ходу задаст ещё и массу дополнительных вопросов.

  Отвечая на вопросы, волнующие малыша, необходимо помнить, что все дети разные, и формулировать свой ответ родители должны, исходя из конкретных обстоятельств и особенностей характера ребёнка.

  Так как же стоит отвечать на детские вопросы? Вот несколько советов:

Отвечайте максимально просто и доступно детскому пониманию.

Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.

Воспринимайте вопросы и высказывания ребёнка всерьёз.

Стимулируйте ребёнка, поощряйте познавательную активность и не забывайте хвалить, показывать своё уважение.

Признайтесь, если некоторые детские вопросы ставят вас в тупик.

  Но имейте ввиду:

Не надо специально сажать ребёнка напротив себя в позе послушного ученика и отвечать на поставленный им вопрос. Это не ваш монолог и не лекция на заданную тему, т.к., вступая с ребёнком в дискуссию, вы быстрее ответите на вопрос, ведь на многое ребёнок сможет ответить сам в ходе вашей с ним беседы.

Не надо мяться и краснеть, словно ребёнок своим вопросом застал вас врасплох.

Не надо замалчивать, отговариваясь избитыми фразами типа: «Это тебе ещё рано знать».

Не обманывайте ребёнка, отвечая на его вопрос, даже если он, с вашей точки зрения, носит провокационный характер.

Не следует давать ребёнку информацию, которая ему не нужна.

  В этом возрасте дети пропускают всю информацию через себя, через собственное восприятия. У дошкольников в этот период стремительно развивается мышление, поражая неожиданностью и неординарностью выводов; с геометрической прогрессией пополняется словарный запас; фантазия в этом возрасте работает настолько бурно, что родители часто упрекают своих детей в придумывании того, чего на самом деле нет. Не стоит обижать ребёнка своим недоверием. Лучше пофантазируйте вместе, и вы получите бесконечное удовольствие, вернувшись в мир детства , где мысль свободна и может принимать любые формы и создавать любые волшебные миры.

  Обязательно оцените старания «почемучки» найти и объяснить своё восприятие мира. Он ждёт от вас знаний, дискуссий, сенсаций! Для него очень важно родительское участие в этом захватывающем процессе познания окружающего. Но если вы не сможете составить ему компанию, ответная реакция малыша может быть неоднозначной: либо он отправится исследовать мир самостоятельно и в поисках правды разберёт что-нибудь до последнего винтика, либо растеряет свою любознательность, интерес, желание открывать новое. Позже, на уроках в школе, он будет мучиться от скуки и зевать. Учителя станут разводить руками: «Ему ничего не интересно!» А ведь малышу было интересно, но его никто не поддержал, не разделил этот интерес. Поэтому обязательно хвалите ребёнка за каждое открытие, за выводы, за само проявление интереса, восторгайтесь им, будите чувство гордости, удивляйтесь его уму и наблюдательности.

Основной целью работы учителя-дефектолога является оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают стойкие или временные  нарушения письменной и устной речи.

Направления работы учителя-дефектолога ПКПП:

коррекция звукопроизношения;

развитие  фонематических процессов;

пополнение  активного и пассивного словаря;

формирование  грамматического строя речи;

развитие связной речи;

совершенствование навыков письма и чтения;

развитие  внимания, памяти, мышления;

формирование навыков учебной деятельности, произвольности поведения и самоконтроля

Система работы  по оказанию коррекционно-педагогической

 помощи в пункте 

  • Изучение индивидуально-психологических особенностей  обучающихся  с целью определения оптимальных путей оказания  им коррекционно - педагогической помощи;
  • Исправление  или ослабление  индивидуальных  нарушений развития  обучающихся, препятствующих успешному  усвоению   содержания образовательной  программы  общего среднего образования;
  • Предупреждение возникновения вторичных нарушений  психофизического  развития обучающихся;
  • Формирование общих способностей к учебной деятельности  с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов  общего среднего образования;
  • Повышение уровня  интеллектуального развития обучающихся за счет  развития психических процессов;
  • Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности у обучающихся, развитие их способностей, функций  самоконтроля и произвольной регуляции поведения.

Вся система работы по оказанию коррекционно-педагогической помощи направлена на исправление (компенсацию) индивидуальных нарушений, в частности, исправление нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов предшествующего обучения, активизацию познавательной деятельности, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию учебной деятельности.

Главные задачи:

  • Осуществлять углубленно психолого-педагогическое  обследование ребенка с целью определения оптимальных путей оказания коррекционно-педагогической помощи;
  • создавать необходимую коррекционно-развивающую среду для обеспечения индивидуально-ориентированной педагогической помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;
  • формировать общие способности к обучению с целью обеспечения выполнения детьми образовательных стандартов  на уровне общего базового образования;
  • повышать уровень интеллектуального развития детей за счет развития психических процессов, формирования позитивной мотивации к учебной деятельности, регуляции функций самоконтроля;
  • разрабатывать и реализовывать перспективные планы работы по исправлению индивидуальных нарушений развития с учетом структуры и степени тяжести нарушений развития, выявленных у детей;
  • консультировать педагогов учреждения образования, законных представителей детей по вопросам индивидуализации обучения и воспитания.

Зачисление в пункт-коррекционно-педагогической помощи (ПКПП)

 осуществляется приказом  руководителя  учреждения образования на основании следующих документов:

  • заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
  • заявление законного представителя учащегося.

Отчисление из  ПКПП осуществляется приказом  руководителя  учреждения образования на основании списка учащихся, составленного по результатам обследования детей учителем-дефектологом ПКПП и специалистами  ЦКРОиР и  утвержденного директором ЦКРОиР. Отчисление может осуществляться по следующим причинам:

  • исправление нарушений физического и (или) психического развития;
  • смена места жительства;
  • перевод в иное учреждение образование;
  • отказ законных представителей учащегося от коррекционно- педагогической помощи.

Коррекционно-педагогическую помощь  в 2022/ 2023 учебном году в ПКПП получают учащиеся, имеющие следующие речевые нарушения:

  •  акустико-фонематическая  дислалия;
  • артикуляторно-фонематическая  дислалия ;
  • дизартрия, фонетическое недоразвитие речи;
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

Коррекционные занятия проводятся   индивидуально, с группой или подгруппой учащихся. Наполняемость группы составляет 5-6 человек, подгруппы -  2-4 человека.

Объём коррекционно-педагогической помощи, форму проведения занятий для каждого ребенка  учитель-дефектолог определяет самостоятельно по результатам изучения индивидуально-типологических особенностей учащихся.

Обследование и распределение учащихся по группам, подгруппам или индивидуально  проводится  учителем-дефектологом  в период с 1 по 15 сентября текущего учебного года.

Занятия начинаются   с 16 сентября по 25 мая  по утвержденному календарно-тематическому планированию для каждой подгруппы или группы учащихся.

Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований  санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается   руководителем учреждения образования.  Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.

Продолжительность занятий:

  • подгрупповых – 25-30 минут;
  • индивидуальных – 15 – 40 минут.

Периодичность посещения занятий обучающимися составляет  2-3  раза в неделю в зависимости от сложности дефекта, вида речевой патологии и этапа коррекции.

Как за лето не утратить речевые навыки ребёнка

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Самая главная задача отдохнуть самим и оздоровить детей. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о проблемах своих детей. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. 
Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах. Предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические альбомы, задания по лексическим темам и обучению грамоте, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.
В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Ребенку и логопеду приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше! 
- Ежедневно выполняйте зарядку для языка (артикуляционную гимнастику):
1. «Вкусное варенье»
2. « Чашечка» 
3. «Часики» 
4. «Маляр» 
5. «Индюк» 
6. «Качели» 
7. «Лошадка» 
8. «Грибок» 
9. «Чистим зубки» 
- Продолжайте автоматизировать поставленные звуки.

Как совмещать отдых и чтение

Лето - время отдыха, но не стоит забывать и о книгах. Пусть ребёнок( если умеет читать) прочитает вслух вам небольшой рассказ и не только перескажет его, а скажет, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение, попытается рассуждать. Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка станет богаче.
Во время прогулок, поездок вы также можете читать разнообразные вывески, названия магазинов, кафе.

Почему ребёнок говорит неправильно?

 Причины речевых нарушений  могут быть самые разные:

1. В период беременности - различная внутриутробная патология, на ранних сроках, токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору, родовая травма, недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания во время родов. Употребление никотина, алкоголя и наркотиков.

2. Впервые годы жизни ребёнка - инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцифалиты, ранние желудочно-кишечные расстройства, а также травмы головы, сопровождающиеся сотрясением мозга.

3. Наследственные факторы.

4. Снижение или отсутствие слуха, дети учатся говорить через подражание, и если они не слышат, то и говорить правильно не смогут.

5. Неправильное воспитание в семье, когда старшие, умиляясь детскому лепету, слишком долго "сюсюкают" с ребёнком, повторяют его речевые ошибки и не дают возможности научится правильному произношению.

6. Недоразвитие фонематического слуха. При этом ребёнку трудно различать похожие звуки: например, он не слышит разницы между звонким [б] и глухим [п], твёрдым [c] и мягким [c'] и т. д.

7. Подражание неправильному произношению кого-либо из членов семьи.

8. Анатомические причины: укороченная подъязычная уздечка, дефекты строения челюсти и зубов, слабые мышцы языка.

Если ребёнок не говорит ни в год, ни в полтора, ни в два года, ни теряйте времени срочно обращайтесь к специалистам: неврологу, логопеду, детскому психологу, дефектологу. Чем раньше вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из нее. Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, которые может назначить ребёнку невролог.

Коррекция речи возможна и наиболее эффективна именно в дошкольном возрасте. Чем старше ребёнок, тем сложнее исправить у него речевые ошибки, а в школьном возрасте они обязательно отразятся и на овладении письмом и чтением. Однако,  хочу заметить, что успех в коррекции речевого развития малыша зависит не только от уровня квалификации учителя-логопеда, но и от заинтересованности и активной помощи родителей ребёнка.

Для нормального речевого развития малыша общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон). Необходимо, прежде всего, прямое общение со взрослыми.

Уважаемые папы, мамы, дедушки и бабушки, вот несколько советов по развитию речи ребёнка в семье.

1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с малышом. Больше разговаривайте с ним, обращайтесь к нему с вопросами.

2. Помните, что основные собеседники для ребёнка - папа, мама, бабушка и дедушка.

3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с младшим братом или сестрой.

4. Приобретайте различные художественные альбомы, картинки, книги и рассматривайте их вместе с ребёнком.

5. Предложите ребёнку соревнования с участием всех членов семьи "Сочиним сказку", "Кто больше знает слов", "Скажи какой? " и т. д. Не забывайте употреблять пословицы, загадывайте загадки, учите с ребёнком стихотворения. Стимулируйте ребёнка вспоминать отдельные строки стихотворений, рассказов.

6. Организовывайте прогулки  и учите ребёнка рассказывать о проведённом времени, на отдыхе.

7. Каждое новое и непонятное слово обязательно разъясняйте своему малышу.

В последние время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать.

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

   Все дело в головном мозге. А точнее в центрах, отвечающих за движения пальцев рук и речь. Данные центры расположены очень близко друг к другу. Таким образом, развивая мелкую моторику, мы тем самым стимулируем соответствующие отделы мозга, активизируем и соседние отделы, отвечающие за речь.

  Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных координированных движений кистей и пальцев рук, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

  Рекомендуем начинать активную тренировку пальчиков уже с одного года.       Для этого можно использовать:

·        переливание жидкостей из одной емкости в другую;

·        игры с мозаиками и пазлами;

·        раскладывание пуговичек или других предметов по размеру;

·        игры с конструктором (подбирайте их индивидуально по возрасту ребенка);

·        застегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков и завязывание шнурков;

лепка из пластилина;

·        рисование пальчиками (сейчас для этого существуют специальные краски);

·        вырезание из бумаги разных фигурок;

·        постройки из песка или камешков замков, горок и других фигур (на прогулке);

·        перебирание разных круп, таких как горох, фасоль, гречка;

·        закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков;

·        поиск разных предметов закопанных в песке.

 И еще множество разнообразных занимательных игр и занятий… Ежедневно предлагаете детям такие задания!

  Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

  Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. А к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

«Медвежонок в берлоге»

Цель. Активизировать глубокий спокойный вдох и шумный выдох носом.

Описание. Дети ложатся в сухой бассейн-берлогу, удобно устраиваются на разбросанных в нем мячах и поворачиваются с боку на бок.

Педагог.

Медведь в берлоге сладко спит И шумно, на весь лес сопит.

Дети выполняют 8-12 шумных вдохов.

Выдох произвольный.

• «Страшный сон мышонка» 

Цель. Направить внимание детей на частое, поверхностное дыхание ртом.

Описание. В норе (сухом бассейне) спят мышата. Им снятся сладкие сны, и они дышат спокойно.

Педагог.

Как дышит мышка-крошка, Коль снится злая кошка?»

Дети дышат поверхностно и учащенно.

• «Заячьи бега»

Цель. Стимулировать глубокое, частое дыхание.

Описание. Дети-зайцы резвятся на поляне, догоняют друг друга, прыгая на фитболах. После слов педагога, что зайцы устали, дети останавливаются, дышат глубоко и часто ртом, изображая запыхавшегося зайца.

• «Великан»

Цель: Формировать вертикаль позвоночника.

Педагог. Дети, представьте, что сенсорная комната - это пещера гномов, добывающих самоцветы. Светильники не способны показать нам все великолепие драгоценных камней, сокрытых в глубине пещеры. Здесь трудно дышать, мало свежего воздуха. Сверху давит каменный потолок. Каждый из вас - могучий великан, который с радостью помогает гномам удерживать этот каменный свод. Вы уверены в своих силах, и это видно по вашим телам. Вы очень прямые и высокие, живот втянут, головой вы устремлены вверх, тянетесь макушкой, плечами все выше и выше! Вы становитесь выше и стройнее. Почувствуйте, как вы красивы, могучи и надежны. Все самоцветы подземелья у ваших ног. Гномы благодарят вас за помощь маленьким труженикам. И вы делаете это для них с радостью и любовью.

• «Медуза»

Цель. Учить детей расслаблять мышцы всего туловища с последующим напряжением их.

Описание. Дети лежат на ковриках, руки и ноги врозь.

Педагог.

я лежу на спине,

Как медуза на воде. Руки расслабляю,

В воду опускаю.

На сигнал «Шторм» дети сворачиваются калачиком, напрягаются. «Шторм закончился» - дети снова расслабляются, ложатся свободно.

• «Чайка»

Цель. Учить глубокому, спокойному вдоху согласовывать ритм дыхания с движениями рук.

Описание. Дети лежат в сухом бассейне на спине.

Педагог.

Спокойно на спине лежу, Как чайка, медленно летаю. Ладонями в воде скольжу:

Вверх - вдох, на выдох опускаю.

Дети поднимают через стороны руки вверх, скользят ладонями по лежащим в бассейне мячам; делают вдох, выдох, опуская руки через стороны вниз.

• «Ленивец»

Цель. Удерживать позу общего расслабления.

Описание. Дети ложатся животом на мячи-гиганты.

Педагог.

Я ленивец, милый, славный, Неуклюжий и забавный. Вишу на ветке целый день. Даже и висеть мне лень.

• «Отдых»

Цель. Учить расслаблять мышцы шеи и плечевого пояса.

Описание. Дети сидят на мячах-гигантах, широко расставив ноги, держа руки вдоль туловища, и отдыхают. опустив голову на грудь. Педагог осуществляет контроль за качеством расслабления детей.

• «Полосканue»

Цель. Учить выполнять упражнение с усилием, преодолевая сопротивление.

Описание. Дети стоят возле сухого бассейна, опустив в него руку (ногу), и выполняют движения вправо, влево и вглубь с последующим встряхиванием воображаемых брызг.

Педагог.

Руки в бассейн опущу, Тщательно прополощу. Ну, а потом по порядку Выну, стряхну, разотру.

• «Гора»

Цель. Развивать силу и амплитуду

движений мышц плечевого пояса.

Описание. Дети стоят возле сухого бассейна и сгребают руками шарики в кучу.

Педагог.

Это, конечно, не Эверест

Гору нагреб я руками.

Горы покруче, наверное, есть.

Попробуйте, сделайте сами!

• "Буратино удивляется»

Цель. Активизировать мышцы плечевого пояса.

Описание. Дети сидят на мячах гигантах.

Педагог.

Удивляется полено:

- Папа Карло, где колено? Поднимает плечики, Смотрит так доверчиво.

Дети попеременно поднимают вверх правое, потом левое плечо.

• «Колобок»

Цель. Формировать плавность и амплитуду движения мышц шеи.

Описание. Дети сидят на мячах-гигантах.

Педагог.

Покатился колобок

С левого на правый бок. А потом на спинке, Будто по тропинке.

Не забывайте:

Развивайте ребенка, играя с ним.

Ваш ребенок самый замечательный!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.